В субботу, 2 мая, в Мюнхене на 90-м году жизни от сердечного приступа скончалась великая балерина Майя Плисецкая. По словам Владимира Урина, генерального директора Большого театра, «врачи боролись, но ничего не смогли сделать».Фото: Фотохроника ТАСС/Валентин Мастюков
Майя Плисецкая (Бетси) на съемках фильма «Анна Каренина», режиссер Александр Зархи, 1966 год
Майя Майя Плисецкая родилась 20 ноября 1925 года в Москве. В июне 1934 года она поступила в Московское хореографическое училище. Уникальные данные юной Плисецкой были сразу же отмечены педагогами: большой шаг, высокий прыжок, великолепное вращение, выразительность рук, ее артистический темперамент и необыкновенная восприимчивость к музыке. 21 июня 1941 года Майя удачно дебютировала в выпускном концерте училища в сопровождении оркестра Большого театра на сцене его филиала.

Фото: Фотохроника ТАСС/Александр Коньков, Павел Максимов
Майя Плисецкая и Виктор Барыкин, 1985 год
Спустя два года, 1 апреля 1943 года Майя Плисецкая, сдав выпускные экзамены на отлично, была принята в труппу Большого театра. Как и большинство выпускников училища, будущая великая балерина была зачислена в кордебалет. Недостаток сольных партий Плисецкая компенсировала выступлениями во всевозможных концертах. Именно тогда на московских сценах появился ее «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса - номер, который она будет танцевать всю жизнь. Впоследствии на гастролях за рубежом у нее были концерты, на которых она исполняла «Умирающего лебедя» по четыре раза подряд. Никогда не любившая повторов, балерина всегда видоизменяла номер: выходила из разных кулис, появлялась то спиной к публике, то лицом, делала разные акценты в финальной позе. Неизменными оставались только прославившие ее на весь мир лебединые движения рук.
Первая главная партия – роль Маши в «Щелкунчике» Чайковского. Затем были Мирта в «Жизели», фея Осени в «Золушке», заглавная роль в балете «Раймонда» А.К. Глазунова, Китри в «Дон Кихоте» и многие другие.

Фото: Фотохроника ТАСС/Александр Коньков
Балет «Лебединое озеро», роль Одетты, 1987 год
Но самая главная роль Майи Плесецкой – это Одетта-Одиллия в «Лебедином озере». Движения необыкновенно гибких рук и корпуса балерины создавали иллюзию трепета крыльев плывущего лебедя, превращения девушки в птицу. Одетта в исполнении Майи Плисецкой со временем стала мировой легендой. Руки балерины сравнивали с зыбью воды, с волнами, с изгибами лебединых крыльев. Критики называли пластичность ее рук «нечеловеческой».
Майя Плисецкая проявила себя и в качестве талантливого балетмейстера. Она поставила в Большом театре балеты Р.К. Щедрина «Анна Каренина», «Чайка», «Дама с собачкой», в которых выступила как исполнительница главных партий. В 1984 году в Риме она поставила балет «Раймонда» А.К. Глазунова. Также поработала Плисецкая и как драматическая актриса. Она снялась в художественных фильмах «Анна Каренина», «Чайковский», в телеэкранизациях балетов «Болеро», «Айседора», «Кармен-сюита», «Дама с собачкой», телевизионных фильмах «Фантазия», «Чайка». Ее творчеству посвящен документальный фильм и фильм-концерт «Майя Плисецкая», кинофильм «Балерина», телефильм «Майя Плисецкая. Знакомая и незнакомая».
Прощание с Майе Плисецкой пройдет в Германии в кругу родных и близких. «Родион Константинович Щедрин (муж Плисецкой) ознакомил меня с той часть их совместного с Майей Михайловной Плисецкой завещания, которая касается порядка прощания и ритуала захоронения, - рассказал Урин. - Последняя воля такова: «Тела наши после смерти сжечь, и когда настанет печальный час ухода из жизни того из нас, кто прожил дольше, или в случае нашей одновременной смерти, оба наши праха соединить воедино и развеять над Россией».
Закончить этот текст хочется яркой цитатой балерины, опубликованной в книге мемуаров «Я, Майя Плисецкая» (1994 год): «
И второй раз родиться не выйдет, как ни старайся. Своё живи!».
Источник: ТАСС
Теги:
Мюнхен
,
Майя Плисецкая
,
умерла Майя Плисецкая
,
сердечный приступ
Категории:
Сегодня в новостях
НОВОСТИ ГЕРМАНИИ
Общество и политика